Сказка ложь, да в ней намёк… Как уберечь сказочную мудрость от превращения в фальшь?

Существует известный педагогический приём: обсуждение сказки опосля её прочтения либо прослушивания. иногда это приводит к парадоксальным выводам участников дискуссии…

Недавно на представительном собрании психологов 1 из докладчиков рассказал, что некоторый юноша резюмировал ум «Колобка» следующим образом: «Если бы он убежал, то одним приемом бы съели, а да опять пожил, побегал, на спокойствие посмотрел». В финале популярного мультфильма по этой сказке одинаковый произносится вывод: «Вот что случается с детьми, которые убегают из дома».

А как достается Красной Шапочке! Мама спрашивает дочку, чему учит эта сказка, и та отвечает: «Она учит нас что запоминать, как выглядят наши бабушки». А эрудированный служащий постарше уже язвит: «Красная Шапочка шла по лесу, где росло град грибов, а после не смогла отличить бабушку от волка».

Конечно, тогда дозволительно было бы сослаться на «наш прагматичный век», принципы и правила которого вскачь схватывают дети. Но, во-первых, старание о хлебе насущном в семейном житье-бытье присутствовала В любое время и занимала колоссально важное место: деревня народный книга строился под хозяйственные хлопоты.

Во-вторых, вы можете представить себе стародавнюю бабушку на печи, которая маленьких пострелят терзала бы вопросами: о чём эта сказка, почему козлята не послушались маму, колобок убежал, угрюмый раздавил теремок, а хитрец попросила зa уточку отдать ей девочку?

В-третьих, отчего дети детство изводят старших просьбами, а иногда и требованиями рассказать одну и ту же сказку и пресекают любые попытки «купирования» сюжета, то теснить опускания деталей в нём? И, наконец, почему сами взрослые удивляются абсурдности перипетий в народных сказках и иногда даже негодуют по этому поводу?

Если хоть бы на 1 из перечисленных вопросов вам ответить затруднительно, то это ужасно хорошо, потому что означает, что вы не попали вовсе под иго морализаторства и чёрно-белой категоричности. Классик ведь недаром предупреждал о пагубности попыток «алгеброй гармонию поверить».

Сказка, преимущественно народная, адресована, в первую очередь, подсознанию, то потреблять правому полушарию. Кагда начинают задавать «контрольные вопросы» по ней, то они направляются к левому. А знаете, как полушария наперсник с другом сосуществуют в голове около человека? Левое требует точности, чёткости, последовательности и является «мозговым контролёром», а правое потворствовать не может контроля над собой и во что бы то ни стало его избегает, прячась и увиливая.

Иначе это дозволено выразить так: левому полушарию подавай результат, правое наслаждается процессом. сей очень процесс – удивительная штука: сквозь него подсознательный рассудок сообщается с душой, и в результате формируются установки и ценностные ориентации человека бес их непосредственного «оцифрования».

С противоположный стороны, если обратиться к классической модели внутриличностной структуры Эрика Берна, диатриба соглашаться о том, что парабола адресована внутреннему ребёнку, а вычленение из неё морали относится к компетенции внутреннего родителя. Ролевая путаница, происходящая при постановке вопроса о беспристрастный оценке сказочного урока, приводит к дисбалансу психологического настроя слушателя/читателя («конфликту полушарий»).

Кто-то может возразить: Но ведь авторские сказки не исходят из вековых традиций, публицист сознательно преследует определённые цели, формируя содержание повествования. Да, бывает, хотя бы технологии могут толкать(ся) разными. По секрету скажу, что мне, если басня «стучится в душу» и всплывает какая-нибудь первая фраза, довольно поставить руки на клавиатуру, и они сами начнут выстукивать буквы, болтовня и фразы. или же поскорее заболевать ручку и бумагу, если нет компьютера под рукой.

Но даже если творец заранее продумывает, «вынашивает» содержимое сказки, то при этом в нём на подсознательном уровне всё и происходят невидимые левополушарному контролю процессы. И ни одна душа не может отменить жизнь социокультурной связи поколений, даже с самыми дальними из них, проявляющейся в реализации прапамяти человека.

Надеюсь, из только сказанного лектор не сделает вывод, что сказку весь запрещать обсуждать. донельзя даже можно. В конце концов, говор – только что 1 из имеющихся около нас коммуникативных каналов. Нарисовать, слепить, сконструировать, разыграть – дозволительно встречать колоссально лес способов для диалога. согласен пусть бы бы попросить ребёнка показать, как бы он двигался по комнате, если бы был похож на Колобка, и пускай вдоволь покувыркается.

Главное – не заставлять «рубить с плеча», не угощать строгую команду «к ответу!» и передавать больше свободы для творческой мысли, которая рождается не иным способом как в тандеме с душевными переживаниями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *