Кагда Самуил Маршак писал о «человеке рассеянном с улицы Бассейной», он и не знал, как борзо мы станем похожи на этого парня. В эпоху клипового мышления почти что нельзя хранить в голове десятки дел и при этом помнить, заперли ли мы дверь, ответили ли на важное послание и не забыли ли в такси мой еженедельник…
Когда Самуил Маршак писал о «человеке рассеянном с улицы Бассейной», он и не знал, как мгновенно мы станем похожи на этого парня. В эпоху клипового мышления приблизительно нельзя хранить в голове десятки дел и при этом помнить, заперли ли мы дверь, ответили ли на важное известие и не забыли ли в такси мой еженедельник.
К счастью, потреблять способы – мнемотехники, – которые помогут свободно справиться с этой напастью. Делимся любопытными примерами.
Когда все началось?
К мнемоническим приемам прибегали правитель Франции Франциск I и английский правитель Генрих III. Применял системы, облегчающие запоминание, и Шекспир – его здание «Глобус» почасту называли «театром памяти».
Системы запоминания и тренировки памяти излагали в своих трудах философы XVII века (например, Фрэнсис Бэкон в книге «Об усовершенствовании наук»), а некоторые ученые утверждают, что Лейбниц изобрел дифференциальное и интегральное исчисление, пытаясь создать мнемоническую систему, которая позволила бы легче заметить себе числа. да что системы тренировки и улучшения памяти – практики, проверенные веками.
Как им это удается?
Знаменитый шахматист Гарри Пильсбери был известен не только как необыкновенный игрок, Но и как человек, обладавший феноменальной памятью. раз пара профессора решили обманывать опыт и предложили Пильсбери запомнить опосля одного прочтения реестр из 30 слов. Шахматист по памяти воспроизвел реестр в прямом и обратном порядке. нужно сказать, что таблица слов, прочтенный Пильсбери, запомнить было трудно.
Вот эти слова: «антипиретик», «периостеум», «такадиастаза», «плазмон», «амброзия», «трелькельд», «стрептококк», «стафилококк», «микрококк», «плазмодий», «Миссисипи», Freiheit*, «Филадельфия», «Цинциннати», «атлетика», «нет войне», «Этченберг», «американец», «русский», «философия», «Питгитерсрюст», «сальмагунди», «Умизилликутси», «Шлехтерснек», «Маньинзама», «теософия», «катехизис», «матьесрольмопс».
Как ему это удалось?
Античная техника Loci
Греческие и римские ораторы с невероятной точностью произносили свои длинные речи, заучивая их – мнение зa мыслью – наизусть, применяя для этого мнемонические приемы. По существу, они привязывали каждую доза своей речи к определенному месту своих домов. Места в домах назывались по-латыни loci. Первая мнение речи ассоциировалась с входной дверью, вторая – с прихожей, третья – с каким-нибудь предметом мебели в ней, и да далее.
Когда оратору полагается было – мнение зa мыслью – произнести речь, он представлял себе, как входит в мой дом. Представив себе входную дверь, он вспоминал главный мысль речи и да далее, до самого конца речи. Эта техника запоминания через образования ассоциаций с местами, либо loci, оставила следствие и в английском языке, где, желая внимание первую, главную мысль, говорят in the first place (во-первых, на первом месте).
Нелогичные картины
Для тово что бы запомнить первый встречный небывалый часть информации, она должна существовать каким-либо забавным способом связана с тем, что вы уже знаете или же помните. Единственное, что вам нужно, – создать забавную картинку или же духовный образ, связывающий эти две вещи. при этом ни в коем случае не стоит стараться связать их логически в некое осмысленное единое целое.
Предположим, вы хотите запомнить последовательность из следующих многих слов: самолет, дерево, конверт, серьга, ведро, мяч, салями, звезда, нос.
Отлично, днесь представьте себе самолет. Для тово что бы связать самолет и дерево, картинка должна заключаться смешной, нелепой и описывать невозможное. Например, гигантское дылка летит по небу, как самолет; самолеты растут на деревьях. Выберите одну или же придумайте свою, такую же абсурдную, и явственно ее вообразите. Придумав и связав все картинки, вы запомните последовательность слов на «ура».
Метод ассоциаций и конкуренция с рассеянностью
Выработайте около себя привычку к формированию ассоциаций, и сей метод поможет вам во многих ситуациях. Например, вы сидите зa столом и вещь пишете. Звонит телефон. Вы бессознательно закладываете карандаш зa ухо. не мало минут вы говорите по телефону, а после полчаса ищете карандаш, кто преспокойно лежит около вас зa ухом. Хотите будущий избежать этой неприятности? Отлично, в то время в нижеследующий раз, Кагда зазвонит телефон и вы привычным жестом засунете карандаш зa ухо, нарисуйте себе отчетливую картинку: «увидьте», как вы на всю длину засовываете карандаш себе в ухо.
Такое зрелище, конечно, может повергнуть вас в ужас, Но зато вы будете точный знать, гораздо дели карандаш. всесторонне дурацкая общество – засунутый в ухо карандаш – заставит вас в долю секунды подумать о двух вещах: 1) о карандаше, 2) о том, гораздо вы его задевали. вопрос решена!
Запоминаем языки
Метод замещающих слов дозволено применить к любому слову любого языка. Подобные техники позволяют удержать в памяти до 200 иностранных слов в неделю, уделяя обучению не более 30 минут в день. Нет такого слова, которое не напоминало бы какое-нибудь название родного языка или же не вызывало бы ассоциаций.
Для тово что бы запомнить смысл простого французского болтовня pre («отец»), довольно представить себе, что ваш священник – участник английской дворец пэров. сей путь дозволительно приспособлять к фразам действительно да же, как и к словам. «Сколько это стоит?» будит по-французски: Combien est-ce? (Комбьен эс?). Представьте себе комбайн с огромной буквой «с» на борту – комбайн с «эс».
Самое суть – натренировать значение на образование быстрых забавных ассоциаций. И между тем вы вдруг убьете двух зайцев: рассеянность и плохое настроение.
По материалам книги Гарри Лорейна «Развитие памяти».
Добавить комментарий