Рассуждая о проективных тестах, мы пришли к выводу, что некоторый из них, напротив утверждению их поклонников, дают информацию не о характере испытуемого, а об особенностях поведения Доминирующего и Подчинённого членов семьи человека, заполняющего тест…
Рассуждая о проективных тестах, мы пришли к выводу, что некоторый из них, напротив утверждению их поклонников, дают информацию не о характере испытуемого, а об особенностях поведения Доминирующего и Подчинённого членов семьи человека, заполняющего тест. В связи с этим следует осмотрительно соответствовать к интерпретации тестов, где испытуемый обязан объяснять мотивы поведения нарисованного персонажа. Нет никакой гарантии, что испытуемый отождествляет этого персонажа с собой, а не со своими родственниками.
То же самое касается вопросов типа: «Почему человеки совершают жестокие поступки?» персона отвечает на них, оглядываясь не на себя, а на тех же Доминирующего и Подчинённого. А вот тесты, в которых испытуемый обязан нарисовать что-либо сам, как правило, всерьез являются самопроективными. Тем не менее психологи иногда некорректно используют эти тесты для добывания информации не о самом испытуемом, а… о его окружении, причём даже в случаях, Кагда эта информация влечёт зa собой вдали идущие юридические последствия.
Достаточно известным является дело, по которому был осуждён замначальника отдела Минтранса РФ Владимир Макаров, которому инкриминировали развратные действия в отношении своей семилетней дочери Карины. Не будем судить здесь все доказательства, которые были приведены стороной обвинения, но одно из них явно не имеет отношения к делу. что бы установить, было ли понука в отношении девочки, психолог Лейла Соколова предложила ей распространенный тест «Нарисуй несуществующее животное».
Карина изобразила свою любимую куклу в виде девушки-кошки с хвостом (вы можете встречать многочисленные фотографии таких кукол в Интернете), и психолог вынесла конец о том, что хвост на детском рисунке представляет собой… фаллический символ, кто наводит на быль совершения преступления в отношении малолетней. В качестве доказательства развратных действий психолог, не подозревавшая о существовании подобных кукол, указала на неестественную «сексуализацию образа» кошки (кукла-кошка изображена с талией и бёдрами).
Общепризнано, что Кагда дитя либо возмужалый рисует несуществующее животное, он изображает самого себя. Таким образом, хвост животного является частью «автопортрета», а не элементом чего-то извне. В Интернете выложены три рисунка Карины с изображением кошки, и любой раз хвост изображён однотипно, что доказывает, что сей принадлежность символизирует какую-то сторону обида рисовавшей, а не вещь случайное, существующее врассыпную от неё.
Специалист института им. Сербского Елена Дозорцева в своём выступлении на радио «Свобода» раскритиковала мнение Л. Соколовой, но обратила забота решительно на другое – на то, что изображённый хвост на «фаллический символ» не тянет, а да на то, что изображать себя в виде принцессы с талией и бедрами свойственно всем девочкам. А вот на то, что хвост кошки в принципе не мог символизировать кого-то иного, за исключением самой девочки, она почему-то не указала, и это означает, что в институте им. Сербского одинаковый способны разговаривать рисунки произвольным образом.
Странно и то, что ни одна душа из экспертов не обратил внимания на полное недостаток в рисунке Карины признаков агрессии напротив взрослых. Вспоминаю, как тот же настоящий тест проводили во время учебы нашей группе. Каких только зубастых динозавров с когтями и шипами не изображали некоторые студенты, в том числе и с совершенно мирным поведением! А вот округлые и пушистые существа, нарисованные Кариной, вместе никаких признаков агрессии и тревоги не обнаруживают. Единственное, к чему дозволительно придраться (и на это, разумеется же, указала Лейла Соколова), это то, что хвост около девушки-кошки чёрного цвета. Но ведь около нормального человека должно иметься хотя какое-то слово агрессии, и весь логично, что эта агрессия была передана сквозь картина хвоста: ведь кошка, Кагда недовольна, начинает немного постукивать хвостом из стороны в стороны об землю. Я думаю, Карина изобразила да хвост сознательно, ведь около неё в доме была и настоящая кошка, зa поведением которой она имела мочь наблюдать.
Директор центра, в котором работала Соколова, Евгений Иосифович Цымбал (кстати, часть редколлегии альманаха «Вопросы ювенальной юстиции») многозначительно указал на то, что Кагда психолог спросила девочку, где и с кем живёт нарисованное ею существо, та ответила, что живёт она сама по себе на улице и питается молниями. По его мнению, это наводит на то, что дитя была в семье чужой.
Однако вспомним, во-первых, общеизвестный мультфильм «Кот, кто гулял самовольно по себе». Кошка – известный знак свободы и независимости. То, что дитя хочет содержаться самостоятельной, свидетельствует о её нормальном развитии. Во-вторых, кошки, как известно, любят работать до грозой на крыльце или же на форточке. как говорят в народе, они «питаются энергией грозы». Вот откуда идут болтовня Карины о том, что её кошка «питается молниями»! Простая мысль, которая почему-то не пришла в голову ни одному из экспертов.
К какому выводу я подвожу читателя? занятие «подсознания» здорово преувеличена. Кагда лицо рисует фантастическое животное, которым он себя ощущает, либо выполняет другой проективный тест, он руководствуется не «подсознанием», а радикально рациональными соображениями. довольно спросить: «Почему твоя кошка живёт на улице, а не в доме? Почему она питается молниями, а не молоком и сметаной? Почему около неё грязный хвост? Почему он такой большой?» – и вы получите исчерпывающие ответы, объясняющие каждую подробность рисунка, и эти объяснения часто перечёркивают привычные шаблонные толкования.
Рисуночный тест обязан таиться не средством выколачивания из испытуемого каких-то образов, которые дозволительно будит после как желать толковать, а лишь только поводом к началу разговора с совместным обсуждением нарисованного, причём сей совещание обязан всё больше сделать шаг к чему к реальной жизни тестируемого. Спросите: «Кого боится нарисованное тобой тварь Где оно любит быть и где не любит? Почему?» И только Кагда дитя напрямую скажет, что боится следовать домой, потому что ему там грозит весь конкретная опасность, с этим дозволено направляться в суд.
Обратим почтение кроме на одну особенность. Психолог сказала девочке нарисовать мужскую фигуру, Но это задача вызвало около неё раздражение, и мужчина да и не был нарисован, что было сочтено доказательством того, что дитя ненавидит отца. В действительности это случай только что подтверждает следующее. Кагда лицо сам по себе рисует произвольное фантастическое животное, он правда изображает самого себя (в разница от ситуации, Кагда он толкует действия персонажа, нарисованного художником, и может пропитаться чертеж как изображение своего Доминирующего либо Подчинённого родителя). если же испытуемого заставляют нарисовать живое существо, которое он с собой действительно не отождествляет, ему это исполнять очень трудно.
Эксперты, по-видимому, уже забыли себя в детстве и не помнят, что девочки не умеют описывать мужские фигуры, а мальчики – женские. И только в ходе целенаправленных занятий, где детей учат это делать, некоторые из них годам к 12 начинают описывать представителей противоположного пола, согласен и то делая их похожими на представителей своего пола. донельзя почасту такое неумение встречается и около взрослых, даже около художников. Например, найдите в Интернете картины Адольфа Гитлера, преимущественно пейзажи. Не хотя ли, очень профессионально? А днесь найдите, как он изображал женщин. По меньшей мере, это смешно: невооружённым взглядом видно, что рисовал мужчина.
Тестирование ребёнка через рисования и комментирования нарисованного часто приводит к ложным результатам и потому, что на содержание рисунка оказывают обаяние недавние события, а да специфические условия жизни семьи, о которых психолог не знает. Продемонстрирую это на примере тестирования пятилетнего ребёнка в детском саду.
Продолжение следует…
Добавить комментарий